Консультация «Игры как средство обучения казахскому языку»

Народная мудрость гласит: «Өзге тілдің бәрін біл, өз тіліңді құрметте». Благодаря нашему Президенту К. Ж. Токаеву каждый гражданин нашей страны может говорить на своем родном языке, соблюдать традиции своего народа. И поэтому в стране, где все народы живут в мире и согласии, велико желание людей выучить государственный язык. Сейчас огромное внимание уделяется изучению казахского языка с ранних лет. Внедрение казахского языка ведется постепенно, не ущемляя прав других народов. Ведь согласно Конституции нашей республики, каждый гражданин страны может общаться на своем родном языке. Все это проходит под непосредственным контролем нашего Президента, который вкладывает огромный смысл в процветание родной страны через мир и согласие всех народов Казахстана. Игра — естественная деятельность детства. Задача дошкольного образования — по мнению философа и педагога С.И. Гессена — состоит не в ученьи в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. В игре должна присутствовать импровизация, неожиданность, парадоксальность. Игра направлена против автоматизма и заурегулированности. Это самоценное действие. Дети в игре (особенно сюжетно-ролевой) не нацелены на результат, им достаточно того, что они играют. Для них важен сам процесс игры. Поэтому на казахском языке в группах проводятся сюжетно-ролевые игры, дидактические, подвижные и национальные игры.

Изучение языка- нелегкое дело, однако человек, знающий несколько языков, становиться духовно богаче, чем любой владеющий одним. Решения этой проблемы, в насыщенности содержания образования культурно- историческим материалом, в организации системного подхода к образовательно-воспитательному процессу, деятельности, направленной на саморазвитие и само реализацию личности ребенка. Важным аспектом при этом являются использование новых форм и игровых технологий. Основными задачи по изучению казахскому языку в дошкольном учреждении: с помощью игры научить понимать обращенную речь, уметь вступать в контакт с окружающими, используя простейшие речевые средства; выражать свои мысли и впечатления; активизировать словарь; формирования произношения специфических звуков казахского языка.
В обучении казахского языка детей дошкольного возраста огромна роль игры. По существу, играть и через игры познавать окружающий мир- это естественное состояния для ребенка этого возраста. В этом возрасте у детей преобладает наглядно- образное мышление. Поэтому очень важно не только рассказать, но и показать. Для этого необходим различный наглядный материал (картинки, игрушки, кубики, лото, книги). Игра способствует формированию устойчивого интереса к учению и снятию напряжения, активизирует деятельность обучаемых и позволяет вовлечь в учебный процесс слабых и стеснительных детей. Игры по изучению казахского языка развивают познавательные интересы детей, помогает запоминанию слов, закрепляют знания, приобретаемые на организованной деятельности. В ходе игры осуществляется личностно - ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их обучение в парах, в группах. Дети играя не замечают, что идет обучение. Например: на первом занятии дети учатся называть предмет на казахском языке. На данном этапе эффективны следующие игровые технологий; «Правильно –не правильно», «Лови ошибку», «Покажи назови» и другие. На следующем этапе дети описывают предмет, называют цвет, считают. Обязательно провожу повторение пройденного материала, посредством диалога с детьми или игровой форме.

На повторение пройденного материала, очень эффективны следующие игры: «Ханталапай», «Кыз куу», «Кто больше?» и.т.д. Например: игра «Ханталапай?» Цель: способствовать развитию логического мышления у детей дошкольного возраста через национальные игры, ознакомлению с культурой, традициями и обычаями казахского народа. Задачи: повышение навыков познавательной активности у детей, развитие навыков работы в группе; формирование навыков соблюдения установленных правил в достижении цели; воспитание любви к Родине, стране, родному краю: Правила игры: Педагог рассаживает детей полукругом, собирает все асыки в горсть, затем бросает их перед игроками. Дети со словами «Ханталапай», быстро собирают асыки. Считают собранные асыки. У кого асык Хан, тот начинает игру, если попал в цель, то выигрывает, а если промахнулся, то отвечает на вопросы. Для этого заранее подготавливаются интелектуальные вопросы в соответствии с возрастными особенностями детей.

В игре «Покажи и назови» отражается индивидуальная работа. Каждый ребенок показывает иллюстрации по темам и называет их на казахском языке. Эту игру можно провести по всем темам. В зависимости от способностей ребенка задание ребенка могут усложняться или упрощаться. Например: слабому ребенку я называю слова, а он показывает, а сильный ребенок сам показывает и называет. Или слабый просто показывает, а сильный ребенок описывает, называет цвет на казахском языке.

В заключении хочу сказать, что дети играя учатся применять свой знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. В игре воспитывается интерес к изучению государственного языка, Игра - важное средство эстетического воспитания дошкольников как, в этой деятельности проявляется и развивается творческое воображения, способность к замыслу, развивается ритм и красота движении. В играх отражаются и развиваются знания и умения, полученные на организованной деятельности, театрализованные представления и всевозможные игры наиболее подходящие, преемлимы по изучению казахского языка.

Подготовила учитель казахского языка Сагитова А.К.

23.12.2022
Количество просмотров: 19
coronavirusПремьерЭлектронное правительствоОфициальный интернет-ресурс Северо-Казахстанской области